Органное творчество И. С. Баха

View previous topic View next topic Go down

Органное творчество И. С. Баха Empty Органное творчество И. С. Баха

Post by AUDIOMAN on Tue 24 Jul 2018 - 2:32

Орган — любимый инструмент И. С. Баха, спутник всей его творческой жизни. В игре на органе, в импровизациях на этом инструменте, в создании музыки для него Бах особенно глубоко проявлял свое артистическое я. Он мог доверить органу и высокое духовное начало, и строгость и серьезность помыслов, и величие и пафос чувств. В условиях органного исполнительства раскрылся дар Баха-импровизатора. Он поражал слушателей глубиной мысли, искусством развития начальной темы и мастерством игры. В трактовке органа Бах продолжал традиции европейской музыки. Издавна это был инструмент, способный выражать чувства множества людей. Для органной музыки характерны контрасты высокого и низкого регистров, forte и piano, красочные тембровые сопоставления. Творчество Баха стало кульминацией в развитии этого вида музыкального искусства Европы.

Баховскому органному творчеству свойственны две тенденции: опора на инструментальные жанры (это проявляется в токкатах, фантазиях, фугах) и вокальные (обработки протестантских хоралов, получившие название хоральные прелюдии). Первые отличаются масштабностью, силой контрастов и композиционной сложностью. Вторые — напротив, благородной строгостью, философской сосредоточенностью и почти камерной тонкостью выражения. В хоральных прелюдиях для Баха важнее красочность и тембровое разнообразие органа, чем огромная сила его звучания и необозримые технические возможности. Они впечатляют тонкостью колорита, богатыми оттенками, красотою и певучестью мелодии.

Образный строй прелюдий в большой мере определяется содержанием поэтических текстов хоралов: это чаще всего размышления о человеке, о его нравственном долге, о выпадающих на его долю радостях и горестях. Все в них просто и естественно, без выспренности и риторики, но глубоко значительно и возвышенно.

Хоральные прелюдии представляют собой характерный образец баховской лирики. Им свойственны небольшие масштабы, камерность звучания, господство мелодического начала. Сам тип мелодии совсем иной, чем в крупных органных композициях Баха: ведь в основе хоральных прелюдий лежат вокальные напевы. Мягкие, закругленные фразы, «говорящие» интонации сочетаются с чертами, присущими инструментальным мелодиям (сложный рисунок, широкий диапазон, орнаментика, изменчиво-прихотливая ритмика).

Звуковая ткань хоральных прелюдий отличается ясностью и чистотой. Все мелодические линии сразу воспринимаются слухом, так же как и логика гармонического развития. Бах насыщает эти пьесы приемами полифонического письма: основной напев хорала оплетают другие мелодии, подчеркивающие его выразительность. Баховские обработки — это чуткое проникновение в самое существо хоральных напевов. Мелодии народных и светских песен, которые лежат в их основе, вновь обретают здесь живую лирическую экспрессию. Но и духовное содержание хоральных текстов для Баха также существенно. Всегда по-своему и глубоко истолкованное, оно во многом определяет характер, внутреннюю сущность музыкального образа.

Общий эмоциональный строй Прелюдии ми-бемоль мажор («Wachet auf, ruft uns die Stimme» — «Проснитесь, голос нас сзывает») — просветленный, музыка течет плавно. В этой неторопливости есть нечто строгое, величаво-спокойное. Тема хорала, использованная в пьесе, появляется не сразу. Прелюдия начинается иной мелодией, принадлежащей перу Баха. Композитор переосмыслил хоральный напев. Отрешенному, бесстрастному звучанию хорала он противопоставил музыку хоть и сдержанную, но исполненную сердечной теплоты. Развиваясь, мелодия непрерывно обогащается интонационно, ритмически. В ней возникают широко распевные фразы, она охватывает более широкий диапазон. Музыкальная ткань прелюдии — разреженная, чистая — отвечает настроению, господствующему в пьесе. Ясно обозначены две основные мелодические линии: свободно развивающийся верхний голос и сдержанный, ритмически размеренный бас. Крайние голоса далеко отстоят друг от друга, что создает ощущение широты и пространственности.

Музыкальный образ ми-бемоль-мажорной прелюдии, окрашенный в проникновенно-лирические тона, раскрывается постепенно, шаг за шагом. Однако, при всем разнообразии эмоциональных оттенков, развитие пьесы имеет ясную направленность: суть её — в неизменном преодолении и отстранении эмоций печали, в утверждении чистого, светлого чувства.

В Прелюдии фа минор («Ich ruf’zu dir, Herr» — «Я взываю к тебе, Господи») мелодия хорала помещена в верхнем голосе. Изложенная в диапазоне, доступном человеческому голосу, она напоминает пение. Мелодия хорала господствует, определяя весь облик произведения. Баху принадлежит «лишь» гармонизация напева и создание фактуры аккомпанемента. Тем более изумляет мастерство композитора: скупыми средствами он преображает музыкальный материал, раскрывает незаметные на первый взгляд «глубинные» пласты заключенной в нем выразительности. Мелодия хорала песенного склада основана на мягких, печальных интонациях. Бах услышал в этой музыке серьезность и возвышенную красоту заключенного в ней чувства. Ритмическое единообразие, подчеркнутое ровным движением глухих басов, придает музыке строгость и собранность. Мажорная звучность светло разливается в кульминации пьесы. И лишь в заключительных тактах прелюдии вновь восстанавливается темный колорит фа минора. Эти блики мажорных звучаний, возникающие в недрах минора, составляют важную особенность музыкального развития пьесы: свет и тени сменяют друг друга, но мажор быстро гаснет; низкие регистры поглощают последние вспышки света. Музыкальная мысль возвращается к начальному настроению строгой и глубокой сосредоточенности.

Органная прелюдия фа минор — одно из известнейших произведений Баха. Она звучит в фильме Тарковского «Солярис», становясь там музыкальным воплощением основной идеи.

Текст полностью: И. Гивенталь, Л. Щукина.
Музыкальная литература. Выпуск 1. М., 1986.
AUDIOMAN
AUDIOMAN
Пользователь

Сообщения : 5
Очки : 14
Репутация : 10
Дата регистрации : 2018-07-24

Back to top Go down

View previous topic View next topic Back to top


 
Permissions in this forum:
You cannot reply to topics in this forum
Рейтинг@Mail.ru